Дети и деньги

В канун летних каникул, многие родители наконец-то обращают внимание на своих детей. И  вопросы воспитания становятся как нельзя самыми актуальными. Действительно, что конкретно мы должны передать подрастающему поколению, чтобы они были подготовлены к взрослой жизни?

Кроме общепринятых человеческих принципов и заповедей, соответствующей религии, одно из самых важных умений – обращение с деньгами.

Так как финансовая публика  преимущественно мужская, открою вам секрет, что именно папы являются образцами поведения для своих детей и уроки, полученные от своих отцов, повзрослевшие дети потом помнят всю жизнь. Возможно, обучая своих детей правильному обращению детей, мы почаще сами будем себя контролировать в расходовании денежных средств..

дети

«Родители прекрасно справляются с тем, чтобы научить ребенка хорошим манерам, правилам безопасности, они могут показать, как застилать постель, — говорит Мэри Хант, эксперт по личным финансам и автор недавно изданной книги «Воспитывая финансово уверенных детей». — Однако часто они пренебрегают самой важной вещью — воспитанием в детях финансовой дальновидности».

 Вопрос №1: Как и когда начинать говорить с ребенком о деньгах.

«Начинайте с того момента, когда принесли ребенка из роддома», — говорит Хант. Дети больше склонны делать то, что вы делаете, чем то, что вы говорите. Поэтому с самого начала важно демонстрировать детям здоровое финансовое поведение и говорить о деньгах часто и спокойно, а не с пресловутыми выражениями типа «нет денег», «дорого» и «мы не можем себе этого позволить». 

Первый урок, который дети должны уяснить — деньги имеют ценность и, если их потратишь, они исчезают.

Когда вы ходите за покупками с маленькими детьми, Хант советует всегда использовать наличные, а не кредитные или дебетовые карты. «Наличность визуальна, конкретна, и понятна, — утверждает она. — А кредит посылает ребенку неверную идею». У него могут возникнуть трудности с пониманием концепции трат и вера в волшебную карточку, которая даст тебе все, что ты пожелаешь. 

Кроме того, очень важно донести до ребенка разницу между потребностями — необходимыми тратами и расходами « просто потому что захотелось». Хант считает, что родители должны с помощью слов и действий укреплять идею, как важно не потратить денег гораздо больше, чем у тебя есть, а даже оставить на так называемое НЗ (прим. –необходимый запас). Один из хороших способов —не поддаваться на каждую просьбу ребенка о покупке и самому держать себя в руках (по крайней мере, при ребенке). Выражения «мы не можем себе этого позволить» для ребенка  означает «мы бедны» и становится поводом для беспокойства и закладывания комплексов. Вместо этого Хант предлагает говорить: «Мы лучше не будем тратить деньги таким образом». Но вот каким конкретно «другим» она оставляет на фантазию и убедительность  родителей.

 Вопрос №2: Карманные деньги

Давать ли деньги на карманные расходы? Хант считает, что это один из лучших способов научить детей самостоятельно обращаться с деньгами. Она предлагает начинать давать карманные деньги с шести лет — по $6 в неделю и постепенно увеличивать сумму: каждый год на $1 в неделю. Таким образом, к 15 годам ребенок должен получать $15 в неделю. Менять нужно и периодичность, с которой подростку выдаются деньги. Сначала надо их давать каждую неделю, затем — раз в две недели ( с этим я лично, например, не согласна – как объяснять ребенку, что теперь он не будет получать раз в неделю привычной суммы денег?).

Подросткам деньги должны выдаваться только раз в месяц. Такой график поступлений научит ребенка планировать траты и растягивать сумму на больший срок.

Родители должны ясно дать понять ребенку, за что они отвечают. Объяснить, что они платят за дом, машину, еду и коммунальные услуги и что ребенок должен принимать во внимание, откуда берутся деньги на его карманные расходы. Также необходимо объяснить, что вы ожидаете от него разумной траты денег. Детей постарше можно знакомить уже с банковскими счетами, которые отражают издержки.

Когда у детей есть собственные деньги, важно, чтобы они сами делали выбор и отвечали за последствия. Это их деньги, с которыми они делают, что хотят.

(Зачастую родители этот момент забывают и начинают указывать, что делать ребенку с деньгами, снижая его самостоятельность при принятии решения).

Если они потратят месячные карманные деньги за первую неделю, что ж, очень плохо. Не давайте им взаймы. Весь смысл карманных средств в том, чтобы научить детей откладывать на то, что хочется купить. Переживая негативные последствия на личном опыте, они научатся делать правильный выбор.

 Вопрос №3: Учить ребенка всегда и везде.

Эта одна из самых сложных задач, потому что на нее у нас всегда не хватает времени из-за  своей вечной занятости. Но на самом деле, минуты потраченные на подобное обучение выстроят характер поведения ребенка в будущем. Берите детей, например, в продуктовый магазин или на рынок.

Дайте им подержать список продуктов, продемонстрируйте концепцию целенаправленного приобретения (коротко: за чем пришли в магазин и с чем ушли. Думаю, это и женам будет полезно).

Укажите на разницу в ценовых структурах и брендах. Спросите, что лучше:  30 г за $4 или 60 г за $6? Они узнают ценность и заодно смогут поупражняться в математике. Тем не менее, Хант предостерегает родителей от слишком частых походов по магазинам, что может развить консюмеризм и склонность к незапланированным покупкам.

Еще одним хорошим уроком может стать банк. Несмотря на то, что большинство банковских операций сегодня происходит онлайн, Хант говорит о важности посещений реальных отделений банков, чтобы продемонстрировать ребенку, как они работают. Покажите ему, как вы открываете депозит, посидите с клерком, пусть ребенок задаст ему вопросы (я бы лично хотела увидеть лицо того клерка, который будет серьезно отвечать на вопросы ребенка о банковских счетах и проч.).

Хант утверждает, что 10-летний возраст — лучшее время, чтобы помочь ребенку открыть сберегательный счет, научить концепции процентных начислений (в 10 лет?)  и позволить управлять своими сбережениями. Когда он станет достаточно взрослыми, чтобы работать, ему понадобится текущий счет и дебетовая карточка.

Множество других возможностей для обучения возникнут сами по себе. Чтобы научить ребенка механизму кредита, откройте брошюру с кредитным предложением банка и продемонстрируйте, что значит откладывать выплаты, иметь задолженность или выплачивать проценты. Используйте первую зарплату, чтобы объяснить идею налогов, и поиск дома или квартиры, чтобы разъяснить концепцию ипотеки. «Учите детей новым и более сложным концептам по мере их взросления. Они поймут, — говорит Хант. — Наша работа как родителей дать им корни и крылья, чтобы они могли выжить и процветать в реальном мире».

В общем, как преподаватель математики скажу, что наука обращения с деньгами – еще более сложная наука, чем математика. Потому что нет хороших учителей. И задача родителя, несмотря на то, что он сам не является великолепным мани-управленцем, хотя бы привить эти задатки в своем ребенке.

 

По материалам Forbes

No Comments Yet.

Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]